Наверх





Заказать звонок

Заказать звонок

X
c до
Нажимая на кнопку «Отправить»,Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

8 (499) 390-73-07
8 (903) 741-03-85 с 9:00 до 21:00
без выходных

УНИКАЛЬНАЯ МИНАТЮРА — РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ

Изучая русское прикладное искусство, знакомясь с национальными украшениями, невозможно оставить без внимания Ростовскую финифть — сверх миниатюрную живопись на женских украшениях. В отличии от других видов эмали, финифть — это прежде всего рисунок, а не заливка краской выемок, перегородок (горячая эмаль). Причем, рисунок наносится в несколько слоев, каждый из которых проходит обжиг в специальных печах. Работа тонкая и кропотливая как с точки зрения художественной ценности, так и технологической сложности. Хотя благодаря тому, что это наше российское производство, цена изделий более, чем скромная (особенно по сравнению с австрийскими аналогами, появившимися во второй половине ХХ века), что делает украшения с финифтью доступными всем группам покупателей.

Пробелы и потери в культуре, воспитании, образовании последних десятилетий, отразились и на манере наших граждан одеваться. «Распалась связь времен» и уже немногие знают, что такое финифть и почему она ценнее заграничных эмалей (финифть, как особый вид эмалей, производится только в России), но стоит во много раз меньше, может быть еще и по тому, что производство находится вдалеке от столиц, крупных мегаполисов, в одном из городов Золотого кольца России.

Подъезжая к Ростову Великому, попадаешь в сказку или в переносишься в средневековую историю своей страны, когда как будто из далекого прошлого вдруг возникает в современной реальности древний кремль. Между прочим, те, кто помнят знаменитый советский фильм «Иван Васильевич меняет профессию», можно сказать, заочно уже побывали в основной достопримечательности древнего русского города. Знаменитая сцена погони стрельцов за пришельцами-самозванцами (демонами) из будущего, трапезы с царицей Марфой Васильевной, встречи послов, разговор о Кемской волости и другие сцены, сняты в кремле Ростова Великого.

Двигаясь навстречу Ростовскому кремлю, печалясь от состояния ветхости и запущенности самого города, в предвкушении встречи с историей и ответа на вопрос: что это за чудесное место, где сохраняется и пока еще живет, ни на что не похожее искусство ростовской финифти, перед глазами открывался величественный пейзаж, сильный и мужественный Ростовский Кремль, чинный и богатырский, не оставляющий сомнений в могуществе земли русской.

Однако, здесь еще присутствует что-то важное, никак не связанное с силой и могуществом. Изящество и простота, нежность и доброта, созидание и любовь чувствуется в этих стенах. Большие плавные купола на фоне бледно-голубого облачного неба, замечательный внутренний ландшафт с утонченной древней перспективой, не тронутой дикостью и разрушением времени, атмосфера сказки и предчувствия волшебства — это только наброски к чувствам, вызываемым этим местом.

Вновь в вновь убеждаешься, что богатство здешних земель заключено в сочетании строгой древности, некой патриархальности, и нежного изящества русской души, понимаешь, что полугеомертическая аляповатость, с претензией на современное искусство здесь не приживется.

Финифть, такая какая она есть, должна была появится и закрепиться именно на просторах Ростова Великого, отечески строгого, мудрого и по-матерински нежного города. Нигде больше не могло сохраняться и развиваться удивительное искусство, в котором качество, многообразие, точность линий как отражение качества чувств.

«Не поддается унификации» такое определение наиболее свойственно для украшений с финифтью. Однако, если попробовать провести некую классификацию изделий известной фабрики «Ростовская финифть», то можно без труда заметить, что есть определенное количество форм украшений и вариантов росписи, причем как форма, так и рисунок имеют свои названия и соединяясь в одном украшении, создают уникальные образы.

При бережном сохранении традиций в технике исполнения украшений, содержании рисунка, цветовом решения, создаются новые живописные схемы и формы, отвечающие эстетическим потребностям сегодняшнего дня.

Например, кольцо и кулон «Утро. Традиция», а также кулон «Радуга. Цветы» украшены изумительными цветами форма, прорисовка которых, а также фон остаются неизменными уже более двух столетий. Национальное своеобразие растительных и цветочных мотивов точно и тонко передается в крошечной миниатюре, в каждой линии и полутоне выходящими из-под кисти талантливых художников древнего промысла. Нет двух похожих украшений, человек не машина, работая над украшением по утвержденной схеме рисунка, он все равно вольно или невольно передает свое настроение, мироощущение, эмоциональное восприятие формы, цвета, линий и т.д.

Уникальность финифти не ограничивается перечисленными критериями. Ростовская финифть прекрасный пример того, как живопись, один из видов искусств, смело и основательно шагнула в повседневную жизнь людей. Финифть неизменно привлекает внимание незыблемым сочетанием и извечной сбалансированностью двух важных компонентов: неповторимости каждого украшения и бесчисленным количеством вариантов их носки. Исключительность в сочетании с общностью рождают победоносную для женщины возможность скрасить каждый день, серый или солнечный, рабочий или праздничный, особенным элементом образа.

Кольцо и кулон «Утро. Традиция» — нет такого однотонного или с неброской выработкой делового костюма к которому не подошло бы это украшение, причем не обязательно в зеленоватых тонах. Затонированность сторон украшения зеленым цветом переходящим в белый, позволяет более объемно воспринимать центральные цветы композиции, не перетягивая акцент на себя. Повседневное платье с украшение «Утро. Традиция» сразу становится нарядным. Так малыми средствами можно достичь значительного эффекта. Украшения сами по себе предназначены помогать женщине быть красивой, а возможность использовать их в разных по стилю костюмах, вне зависимость от времени суток, годы или торжественности мероприятия, делает украшения с финифтью просто незаменимыми.

Маленькое черное платье — сказано о нем было немало, в гардеробе почти каждой представительницы прекрасного пола есть подобный наряд.

Появившись однажды как ответ на сложившуюся экономическую, социальную, культурную ситуацию, оно «прижилось» в гардеробе женщин на многие десятилетия. В 2012 году один из величайших парфюмерных домов Франции даже создаёт аромат, посвященный этому платью. Нет оснований полагать, что это платьице в ближайшее время выйдет из моды. Безусловно, длина, наличие или отсутствие рукавов, особенности кроя будут меняться, но сама концепция элегантности и минимализма, простых линий и изящности останется. К такой одежде украшения из финифти прекрасное дополнение.

Кстати, в этом году модно белое маленько платье, но у вас такое платье может быть любого цвета. Если к нему надеть черные туфли, которые точно есть у каждой женщины, взять черную сумочки, черный поясок и завершить образ украшением «Радуга. Цветы», то более элегантной и стильной женщины сложно представить.

Предпринятое путешествие в Ростов Великий началась и завершилась во время весенней капели, как будто созданной для познания феномена Ростовской финифти, но сама финифть универсальна в любое время года, в этом сомнения нет.

Благочинная хладнокровная зима, скромная румяная весна, радостное солнечное лето и вдумчивый взгляд рассудительной осени не то, что могут, желают быть отображенными в женских украшениях — изумительных шедеврах Ростовской финифти. Ощущение праздника привносится в каждый день, в котором присутствует Ростовская финифть.

Ощущение зимы передают кольцо, кулон и серьги «Европа. Ницца». Белые цветы на черном с голубым фоне — всего лишь три основных цвета, но в них заключена вся наша русская зама.

Кстати, чудо преображения классики на волне бегущего вперёд времени нельзя не заметить в работах ростовских мастеров. Финифть и здесь не уступает ни одному виду искусства, ни одному украшению, в том числе с эмалью. Мы видим, как древнее искусство идет в ногу со временем — меняются формы украшений и темы рисунков. Финифть преображается вместе с нами, повторяя наши мечты и исполняя наши капризы.

Что в полной мере относится к самому весеннему украшению кулону «Ирисы. Малый», в котором новая форма обрамляет новое содержание рисунка. Вроде бы те же самые цветы, но в них уже больше от ирисов Ван Гога, чем русской традиции изображения соответствующей флоры. Цветовое решение и, во многом передача формы, навевает эмоциональное восприятие от картин знаменитого нидерландца. Однако, искрящаяся радость весны, переходящей в лето, а не напряженная тревожность — главный лейтмотив изображения, что, конечно, ближе русской душе.

Лето «в полном объеме», без преград и ограничений, ощущение лета в течение года — это бабочки, милые творения природы, живущие в лучах солнца. Черный стильный фон, на котором отобразилась в желтых, оранжевых и золотых цветах яркая представительница лета, в серебряной оправе классической формы с золочением в виде кольца, кулона или сережек «Европа. Венеция» — стильное украшение при любой погоде.

Рассудительный взгляд осени, когда в пышности ярких цветов уже проступают холодные тона мудрости, авангард еще интересен, но уже во многом примитивен, а классика из скучной, постепенно становится бездонной, возможно, именно так появляется современность, что в живописной форме передает кольцо и кулон вытянутой овальной формы «Рассвет. Современный стиль». Взгляду предстаёт совершенно новое, прежде не испытанное, но безумно притягательное украшение. Поражает оригинальность: тонкие свежие линии соответствуют настроению, обретают законченность в образе их хозяйки, обескураживают и удивляют высшей формой элегантности. Модные темы рисунков – наиболее важная составляющая современной финифти: стиль прослеживается в каждом миллиметре изображения, волнуя воображение и радуя глаз.

Поистине, финифть – уникальное творение, рождённое на просторах Ростова Великого, созданное великолепными мастерами, наделёнными незыблемым чувством прекрасного.

Желаем приятных покупок в интернет-магазине «ORNAMENTCITY.RU».

Назад к списку новостей