Наверх





Заказать звонок

Заказать звонок

X
c до
Нажимая на кнопку «Отправить»,Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

8 (499) 390-73-07
8 (903) 741-03-85 с 9:00 до 21:00
без выходных
Товары в каталоге: Кольца 15
Товары в каталоге: Броши 3
Товары в каталоге: Колье 1
Товары в каталоге: Наборы 7
Товары в каталоге: Российские украшения 32
Товары в каталоге: Серьги 6
Товары в каталоге: Кулоны 9
Товары в каталоге: Авторские работы 1

Значение слова

Слово «эмаль» является заимствованием из французского языка (фр. Émail), появившееся в русском языке в XVIII в. Во французский язык слово попало из немецкого языка, в котором слово «Schmelz» – эмаль было производным от «schmelzen» — «плавить».

Эмаль – особая техника, широко используемая в ювелирном деле, ее название полностью отражает основное свойство – способность плавиться.

Эмаль (непрозрачная разновидность глазури) представляет собой прочное стекловидное покрытие, которое наносится на металлическую поверхность и, обычно, закрепляется обжигом. Тем не менее, существует техника нанесения глазури без термической обработки – холодная эмаль.

Характеристика

Эмали различаются по степени прозрачности, что достигается наличием примесей окиси разных металлов в эмалевом составе:

-Прозрачные и полупрозрачные эмали - окись свинца;

-Глухие (опаковые, компактные) - окись олова.

Окиси металлов также придают эмали разные оттенки, например:

-железа – желтый, красный, коричневый, серый, черный цвета;

-марганца – в фиолетовый и коричневый цвет;

-меди – в сине-зеленый цвет.

Химический состав эмали влияет на температуру плавления, наиболее тугоплавкие эмали наносятся и обжигаются в начале создания изделия, заканчивается работа нанесением легкоплавкой эмали. Кстати, легкоплавкая эмаль – это эмаль с температурой плавления около 800°С.

Основные требования, предъявляемые к художественным эмалям:

-легкоплавкость;

-высокая кроющая способность;

-прочность соединения с металлом;

-яркость цвета, чистота оттенков и ровный блеск.

Происхождение и химический состав

С использованием тех или иных технологий украшения с эмалью представлены в декоративно-прикладном искусстве практически каждой древней цивилизации.

Первые украшения с эмалью на территории нашей страны датируются III-V веками нашей эры, они представляют собой выемчатую эмаль по меди. В XI-XII веках на Руси появляются перегородчатые эмали по золоту и серебру. Огромное влияние на древнерусских мастеров оказывали византийские традиции и способы создания эмалей. Из Византии к нам пришло определение этой ювелирной техники – финифть, хотя по своему происхождению слово «финифть» греческое и обозначает светлый блестящий камень.

В Германии и Франции в XII—XIII веках получила широкое распространение техника выемчатой эмали, при этом использовались технологии позволяющие создавать прозрачную и полупрозрачную горячую эмаль, при использовании серебряной основы изделие искрилось и сверкало в лучах света. Еще несколько столетий назад особой популярностью пользовалась Лиможская эмаль (Франция).

Однако, начиная с XVII века, искусство создания эмалей стало заново возрождаться в России, сначала в Вологде, а затем в Ростове Великом. В настоящее время ростовская эмаль – финифть, одна из самых сложных и утонченных примеров художественной миниатюрной росписи.

Маникари – техника перегородчатой эмали широко распространенная на Востоке, обычно украшения дополнялись вставками из натуральных камней.

Эмаль по своему химическому составу – это стекловидный прозрачный многокомпонентный сплав кварца, соды, мела, карбоната магния, окиси свинца и др.

Наиболее подходящая основа для эмали медь, так как высокая температура плавления меди дает возможность плавного расплавления эмали и прочной связи с металлом.

При изготовлении перегородчатой эмали для крепления перегородок используют пайку твердыми припоями, обычно это сплав меди и цинка с незначительным добавлением олова.

Дефекты эмали

Основа создания качественной эмали – точное жесткое соблюдение технологии производства.

Не соблюдение температуры обжига приводит к следующим дефектам:

- на припаянных к основе перегородках появляются темные наплывы, эмаль стягивается к стенкам ячеек;

- эмаль на границе с перегородками изменяет свой цвет;

- эмаль не покрывает все изделие, стянута по краям ячеек;

- поверхность эмали неровная, цвета и блеск тусклые;

- эмаль покрыта малозаметными трещинами;

- образование в эмали пузырьков.

Разновидности эмалей

Техника создания эмалей за свое долгое существование не раз изменялась и постоянно совершенствовалась.

Кроме удовлетворения эстетических потребностей и моды, значительное влияние на применение определенных приемов и способов в эмальерном деле влияют технологические и конструктивные особенности крепления эмали на изделии.

Выемчатая эмаль – многократное заполнение эмалью углублений изделия, которые получаются гравированием, чеканкой, травлением, с последующим обжигом, шлифовкой и полировкой поверхности.

Перегородчатая эмаль заполняет ячейки изделия, образованные тонкой проволокой или лентой, закрепленной на поверхности основы. Перегородчатая эмаль бывает двух видов:

- эмаль по глади, при этом внешняя поверхность перегородок гладкая;

- эмаль по скани при этом внешняя поверхность перегородок скрученная.

Живописная эмаль (финифть) предполагает нанесение на контрэмали (слой эмали с оборотной стороны) с последующим обжигом. Специальными эмалевыми красками наносится рисунок, при этом каждый слой нанесения рисунка обжигается отдельно.

Эмаль по рельефу в техническом отношении одна из самых сложных техник в эмальерном деле. Она заключается в покрытии чеканных и литых рельефов прозрачной и полупрозрачной эмалью, при обжиге которой эмаль может «скатываться» в более низкие участки рельефа или выгорать.

Витражная эмаль имеет основу в скани или выпиленную в металлической пластине. Сквозные отверстия заполняются эмалевой массой, и изделие обжигается. Заполнение и обжиг отверстий продолжается до полного застекления.